Георгиевская ленточка является символом Победы. Благодаря ей формируется связь между поколениями и люди помнят тот подвиг, который совершили наши прародители.
Содержание:
Патриотическая акция
Эта акция появилась в 2005 году, ее инициаторами стали журналисты издания РИА «Новости». Эту инициативу быстро поддержало правительство Москвы и ее дальнейшим продвижением занялась общественная организация.
Что означает
Символ этой акции появился еще во время правления Екатерины II. Ленту крепили к солдатскому ордену. Он имел четыре степени и солдаты высшего звания получали комплект из звезды, ленты и креста. Изначально этот символ имел 2 желтые и 4 черные полоски, но позже основной цвет заменили на оранжевый. Ленту Победы подвязывали на правом плече под мундиром.
В 1917 году ее запретили использовать, солдатам снова стали вручать символ только в 1941 году. В это же время утвердили орден Славы, который состоял из пятиконечной звезды, обтянутой черно-оранжевой лентой. Этот знак использовали для поддержания воинского духа, он символизировал мужество и храбрость.
Солдаты могли носить георгиевскую ленту только после совершения какого-то подвига. Цвета для этой награды тоже выбраны не случайно: оранжевый обозначает военное пламя, а черный — дым.
Для чего и когда проводится
Акция «Георгиевская ленточка» начинается 23 апреля и продолжается до 9 мая. Ее целью является гражданско-патриотическое воспитание поколений и формирование патриотического сознания. Правительство поддерживает эту инициативу, поскольку она решает сразу несколько задач:
- привлекает горожан к празднованию Победы в ВОВ;
- выражает уважение ветеранам и воспитывает в молодежи чувство гордости за своих предков;
- приобщает людей к истории и возобновляет традиции.
Для этого каждый регион определяет место и дату открытия акции. Обычно для этого используют парки или места возле памятников воинам. Туда приглашают ветеранов, молодежь, почетных жителей и всех желающих поучаствовать в акции.
Кодекс акции
Торжество финансируется государством, местными органами власти, а также организациями на добровольной основе. Для проявления уважения к этому событию, всероссийская акция требует соблюдение кодекса:
- Акция не имеет политического или коммерческого подтекста.
- Она проводится только для создания символа праздника и пробуждения в людях патриотизма.
- Лента используется для проявления уважения к тем людям, которые воевали или каким-то другим образом участвовали в войне.
- Этот символ не является частью геральдики, использование настоящих воинских наград во время акции недопустимо.
- Георгиевскую ленточку нельзя продавать и покупать.
- Ее не используют для рекламы или упаковки товаров.
- Лента предоставляется всем желающим бесплатно.
- Использование символа политическими партиями или движениями недопустимо.
- На ленте допустимо написать название города или государства, другие надписи запрещено наносить.
Цели акции
Единственной целью акции является выражение уважения ветеранам и тем людям, благодаря которым наша страна смогла выиграть эту войну. Ее устраивают для того, чтобы каждый выразил свое уважение, почтил павших и вспомнил о героических поступках предков.
История
2005
Этот праздник появился в 2005 году. Поскольку ранее ничего подобного не устраивалось, тогда она прошла лишь в Москве и регионах. Ленточки раздавали около торговых центров и станций метро, их использовали на торжественных мероприятиях, в школе на встречах с ветеранами, во время массовых гуляний.
2006
Акция прошла по всей России, она получила огласку и вышла на международный уровень. В ней поучаствовали около 900 городов (не только в РФ). В этом году удалось раздать около 4 млн лент. К этой акции присоединилась Европа, Канада, Америка.
2007
В этом году распространили в 2 раза больше георгиевских ленточек. Они стали появляться на площадях во время парадов. В 2007 году ленты носили все политические деятели и руководители, в том числе Президент РФ. Акция прошла почти во всех странах, где проживают русские, европейцы тоже охотно к ней присоединились.
2008
Георгиевская ленточка появилась во всех регионах России. Ее заранее заказывали органы власти и ветеранские организации. Помимо России, распространение началось в Греции, Эстонии, Италии, Франции, Германии.
2009
В этом году организовали фотовыставку, которая посвящена современной патриотической акции. В Псковской области ей посвятили часовню, внутри которой расположили крест с постаментом. Это получило такой отклик, что позже создали еще 9 часовен.
2010
Георгиевские ленточки стали рассылать в другие страны, где находится российское посольство. Ленту использовали во время организации автопробега, который проходил через города-герои.
2011
По мотивам акции стали создавать рисунки, картины и крупные ленты. В одном из городов России студенты сшили ленту длиной в 8 метров. Ее запустили в небо, используя шарики с гелием. В июне 2011 года прошла парусная регата, посвященная городам-героям.
2012
В мае этого года организовали кинофестиваль военных фильмов, доступ на него был бесплатным для всех желающих. Журналисты в честь акции создали специальный выпуск новостей, чтобы люди смогли вспомнить военную хронику.
Акцию «Георгиевская лента» поддержали соцсети, благодаря чему пользователи отправили друзьям более 22 миллионов лент.
2013–2015
В Смоленске соорудили самую длинную георгиевскую ленту, протяженность которой составила 400 метров. Ее параметры брали с учетом численности населения. В этой акции участвовали студенты, волонтеры и общественные организации. В 2014 году ленточка впервые появилась на МКС.
Поддержка акции
С каждым годом у акции появляется все больше коммерческих и общественных организаций, которые становятся партнерами и спонсируют ее проведение.
Некоторые политики даже высказывались о том, чтобы ежедневно носить георгиевскую ленту. Это поможет воспитать еще больше патриотизма и каждый день испытывать благодарность предкам за их поступок.
Опрос населения
В 2007 году проводился опрос, в котором выясняли отношение россиян к этой акции. В результате этого стало ясно, что в основном ленточки вызывают положительные эмоции. Благодаря этому символу у граждан появляется чувство гордости за страну, которое объединяет их.
12% населения проголосовали за то, что лента стала символом памяти о погибших людях, поэтому она больше ассоциируется с трауром и скорбью.
Полемика
Хотя использование акции в политических целях запрещено, в небольших городах ее обычно организует одна из доминирующих партий. Это вызывает протест у людей, которые не согласны с их политикой.
Критика
Эту акцию критикуют за то, что организованное торжество не побуждает людей к активным действиям. Ленточки бесплатно раздают в местах скопления людей, поэтому они часто валяются на полу или в мусорке. Люди пачкают их, крепят к обуви или волосам, что считается недопустимым. Это влияет на репутацию символа, поскольку со временем происходит его обесценивание.
Запрет ленточки
После политического кризиса на Украине в 2014 году появился запрет на использование георгиевской ленточки. Поэтому в ряде стран она стала не рекомендована или полностью запрещена к использованию. Это произошло из-за того, что члены ДНР использовали ее во время противостояния Украине.
В Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Литве, Узбекистане и еще ряде стран отказались от ленточки, вместо этого власти разработали собственную символику.
Интересные факты
Лента изображена на банкнотах в Приднестровье. Купюры выпущены в честь 70-й годовщины Победы в ВОВ.
Есть картины и выставки, посвященные этой акции. Также про георгиевскую ленточку пел Игорь Растеряев.
Каждый год в рамках всероссийской акции происходит не только раздача ленточек, но и организация праздничных митингов, встреч активистов, праздничных концертов. Во время этого в одном месте встречаются люди разных поколений, которых объединяет одно событие и Победа их предков в тяжелом бою.